Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал» 2019/20 учебный год
Демонстрационный вариант
задания заключительного (очного) этапа
по направлению «Программная инженерия»
Категория участия: «Бакалавриат»
(для поступающих в магистратуру)
Задание 1. (30 баллов).
Необходимо разработать систему, которая позволяет на интернет
площадке создавать персональные ссылки на товар с возможностью публикации
в социальных сетях, а также управлять взаимодействием между интернетмагазинами и партнерами, которые распространяют информацию о товаре.
Необходимо предусмотреть возможность пользователям социальных сетей
получать персональную скидку на товар за его рекламу. С каждой покупки
происходит отчисление комиссии пользователю за продвижение.
Требуется:
1. Используя любую общепринятую нотацию, построить схему
взаимодействия компонентов и направления передачи данных.
2. Предложить структуру базы данных системы.
3. Разработать алгоритм(ы) автоматического расчета комиссии и
процента (или суммы) скидки. Необходимо учесть статус партнера, количество
его подписчиков в социальных сетях.
3. Спроектировать прототипы визуальных форм web и мобильной
платформы.
Требования к структуре оформления решения:
1. Введение (описание решения) - до 3 баллов.
2. Основная часть:
2.1. Схема решения, описание процессов, описание информационных
потоков – до 5 баллов
2.2. Структура базы данных и полнота отражения специфики предметной
области – до 5 баллов.
2.3. Описание алгоритмов (в виде схемы алгоритма, программного кода
или псевдокода) – до 10 баллов.
2.4. Прототипы визуальных интерфейсов – до 5 баллов.
3. Заключение (выводы) – до 2 баллов.
Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал» 2019/20 учебный год
Задание 2. (30 баллов).
В раннем возрасте для правильного развития и роста детям требуется получать
достаточное количество воды. Как можно мотивировать детей чаще пить воду?
Например, воспользоваться геймификацией: связать процесс питья с игрой.
Вы участвуете в пилотном проекте в качестве архитектора информационных
систем. Разработка детского гаджета (бутылочка), оснащенного цветным
экраном с набором датчиков, и мобильного приложения для управления
бутылочкой, которые взаимодействуют через bluetooth. Через мобильное
приложение можно получать статистическую информацию с датчиков гаджета,
инициировать звук или картинку на гаджете для мотивации ребенка совершить
действие.
Оснащение гаджета (бутылочки):
- модуль bluetooth,
- колонки,
- цветной экран (сенсорный),
- датчик освещенности,
-акселерометр,
- микрофон,
- датчик уровня жидкости,
- термометр для жидкости внутри сосуда,
- внутренняя емкость для воды,
- аккумулятор,
- блок питания
Пример использования: родитель хочет, чтобы его ребенок выпивал в день
определенное количество воды. Для этого он может установить в приложении
необходимый объем. Система анализирует вес, возраст и другие данные о
ребенке и составляет расписание. В установленное время приложение
инициирует сигнал на бутылочку. В качестве триггера на бутылочке выступает
воспроизведение звуков или отображение видео со звуком. После того как
ребенок попил воды, собираются данные с датчиков гаджета и передаются в
мобильное приложение, расписание перестраивается.
Требуется:
1. Разработать проект детской бутылочки с учётом возраста ребенка,
его веса и роста, дополнительных показаний (возможно, медицинские), учетом
Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал» 2019/20 учебный год
интереса ребенка к определенным звукам и видео. Описать основные процессы
и информационные потоки в одной из стандартных нотаций.
2. Спроектировать структуру базы данных.
3. Описать возможные программы работы бутылочки. Описать
алгоритм работы системы в стандартных нотациях описания алгоритмов.
4. Предложить визуальные интерфейсы системы управления
бутылочкой.
Требования к структуре оформления решения:
1. Введение (описание решения) - до 3 баллов.
2. Основная часть:
2.1. Схема решения, описание процессов, описание информационных
потоков – до 5 баллов.
2.2. Структура базы данных и полнота отражения специфики предметной
области – до 5 баллов.
2.3. Описание алгоритмов (в виде схемы алгоритма, программного кода
или псевдокода) – до 10 баллов.
2.4. Прототипы визуальных интерфейсов – до 5 баллов.
3. Заключение (выводы) – до 2 баллов.
Задание 3. (40 баллов).
Существует много различных интерфейсов взаимодействия между
устройствами: wi-fi, bluetooth, NFC и т.д. А можно ли использовать звук, а
точнее тот диапазон звуковых частот, который не слышен человеческому уху
(ниже 20 Гц, выше 20000 Гц) для передачи информации между устройствами. С
помощью специального приложения устройство может записать звуковое
сообщение, распознать его, определить набор команд, перевести в инструкции и
выполнить. Тогда мы сможем объединить мобильный телефон, умный пылесос,
умную лампочку, дверной замок и многое другое в одну интеллектуальную сеть.
Но, чтобы объединить все возможные типы устройств, нужен программный
интерфейс приложения (API), который бы однозначно интерпретировал каждое
поступившее звуковое сообщение.
Пример использования: посетитель кинотеатра перед началом сеанса
подходит к контролеру, запускает мобильное приложение кинотеатра, выбирает
билет на нужный сеанс, подносит к телефону контролера. На телефоне
посетителя воспроизводится набор звуков, который записывается, распознается
приложением контролера и отправляется в базу данных. Если в базе такой билет
Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал» 2019/20 учебный год
найден, то в приложении контролера отображается подтверждение успешной
проверки и посетителя пропускают в зал.
Требуется:
1) Описать концепцию работы системы, состав и роли пользователей.
Используя любую общепринятую нотацию, построить схему взаимодействия
компонентов и направления передачи данных.
2) Описать объекты информационной базы (структуру БД), права каждой
роли.
3) Изобразить прототипы web-страниц для каждой роли пользователей.
4) Предложить алгоритмы работы интеллектуальной сети, предусмотреть
учет очередей в основном процессе обработки информации, многообразие
устройств и их ограничений.
5) Необходимо привести экономико-математическое обоснование предлагаемых
решений (алгоритма) в части оценки бюджета проекта. Так руководителем
проекта оценено, что алгоритм сети с поддержкой механизма очередей
дополнительно потребует 3% к исходному бюджету проекта. Однако,
дополнительные затраты на сопровождение проекта составляют 10% от
исходного бюджета проекта и обратно пропорционально надежности,
рассчитанной согласно модели Бернулли. Так для алгоритма работы
интеллектуальной сети без использования механизма очередей надежность
составляет 0,7. Для алгоритма работы интеллектуальной сети с использованием
механизма очередей надежность составляет 0,98.
Требования к структуре оформления решения:
1. Введение (описание решения) - до 3 баллов.
2. Основная часть:
2.1. Схема решения, описание процессов, описание информационных
потоков – до 5 баллов
2.2. Структура базы данных и полнота отражения специфики предметной
области – до 5 баллов.
2.3. Описание алгоритмов (в виде схемы алгоритма, программного кода
или псевдокода) – до 10 баллов.
2.4. Прототипы визуальных интерфейсов – до 5 баллов.
2.5. Экономико-математическое обоснование предлагаемых решений
(алгоритмов) – до 10 баллов.
3. Заключение (выводы) – до 2 баллов.
|