Спецификация для заключительного (очного) этапа Олимпиады «Я – профессионал» Программная инженерия
Название направления |
«Программная инженерия» |
Указание уровня подготовки, для
которого разработано задание
(категория «бакалавриат» и
категория
«магистратура/специалитет») |
Категории:
«Бакалавриат» (для поступающих в магистратуру),
«Магистратура / специалитет» (для поступающих в аспирантуру) |
Описание целевой аудитории
тестирования |
Данный комплект заданий подготовлен в рамках олимпиады «Я – профессионал» и предназначен для
оценки знаний и навыков студентов, обучающихся в первую очередь по направлениям:
• «Программная инженерия»;
• «Информатика и вычислительная техника»;
• «Информационные системы и технологии»;
• «Прикладная информатика»,
а также студентов других направлений подготовки, интересующихся исследованиями и разработками в
области системной инженерии, разработки программного обеспечения и программной инженерии. |
Максимальное количество баллов
за задание (всегда 100 баллов,
баллы в целых числах) |
100 баллов |
Время на выполнение теста
Рекомендуемые варианты:
60 минут, 120 минут,
180 минут, 240 минут. |
180 минут |
Список ресурсов для
самостоятельной подготовки.
*Прим.: список ресурсов может
включать не только литературу, но
и источники любого типа (онлайн
курсы, мастер-классы, видео и
т.п.) |
1. Орлов С. А. Программная инженерия. Учебник для вузов. 5-е издание обновленное и
дополненное / С. А. Орлов. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 640 с. – Баркод:
9785496019170 ISBN: 978-5-496-01917-0.
2. Майерс Г. Искусство тестирования программ / Г. Майерс, Т. Баджетт, К. Сандлер. – Москва
: Вильямс, 2012. – 272. – ISBN 978-5-8459-1796-6, 978-1-118-03196-4.
3. Пайлон Д. UML 2 для программистов / Д. Пайлон, Н. Питмен. – Санкт-Петербург : Питер,
2012. – 240 с. – ISBN: 978-5-459-01684-0, 978-0596007959.
4. Мартин Р. Чистая архитектура. Искусство разработки программного обеспечения / Р.
Мартин. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 352 с. – ISBN 9785446107728.
5. Мартин Р. Гибкая разработка программ на Java и C++. Принципы, паттерны и методики / Р. |
Мартин. – Москва : Вильямс, 2016. – 704 с. – ISBN 978-5-9908462-8-9.
6. Коберн А. Современные методы описания функциональных требований к системам / А.
Коберн. – Москва : Лори, 2012. – 264 с. – ISBN: 978-5-85582-326-4.
7. Вигерс К. Разработка требований к программному обеспечению / К. Вигерс, Д. Битти. –
Санкт-Петербург : Русская Редакция, БХВ-Петербург, 2014. – 736. – ISBN: 978-5-9775-3348-
5, 978-5-7502-0433-5.
Иванова В. Путь аналитика. Практическое руководство IT-специалиста / В. Иванова, А.
Перерва. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 304 с. – ISBN: 978-5-459-01084-8.
8. Рубин К. С. Основы Scrum. Практическое руководство по гибкой разработке ПО / К. С.
Рубин. – Москва : Вильямс, 2016. – 544 с. – ISBN 978-5-8459-2052-2, 978-0-13-704329-3.
9. Ньюмен С. Создание микросервисов / С. Ньюмен. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 304 с.
– ISBN: 978-5-496-02011-4.
10. Сонмез Д. Путь программиста / Д. Сонмез. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 448 с. –
ISBN: 978-5-496-01915-6.
11. Робсон Э. Изучаем программирование на JavaScript / Э. Робсон, Э. Фримен. – Санкт
Петербург : Питер, 2018. – 640 с. – ISBN: 978-5-496-01257-7.
12. Шилдт Г. Java 8. Полное руководство / Г. Шилдт. – Москва : Вильямс, 2017. – 1376 с. –
ISBN 978-5-8459-1918-2 , 978-0-07-180855-2 .
13. Нидерст Д. Р. HTML5, CSS3 и JavaScript. Исчерпывающее руководство / Д. Р. Нидерст. –
Москва : Эксмо, 2014. – 528 с. – ISBN 978-5-699-67603-3.
Никсон Р. Создаем динамические веб-сайты с помощью PHP, MySQL, JavaScript, CSS и
HTML5 / Р. Никсон. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 688 с. – ISBN 978-5-496-01441-0,
978-1491949467.
14. ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия (баклавриат).
2017. http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/090304_B_3_17102017.pdf
15. ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия (магистратура).
2017. http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/090404_M_3_1102017.pdf
Дополнительная литература:
1. / . – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 528 с. –
2. Батоврин В.К. Системная и программная инженерия. Словарь-справочник. Учебное пособие
для вузов / В. К. Батоврин. – Москва : ДМК Пресс, 2010. – 280 с. – ISSN: 978-5-94074-592-1.
3. Канер С. Тестирование программного обеспечения. Фундаментальные концепции |
менеджмента бизнес-приложений / С. Канер, Д. Фолк. – Москва : ДиаСофт, 2001. – 544 с. –
ISBN: 966-7393-87-9, 1-85032-847-1.
4. Гома Х. UML. Проектирование систем реального времени, распределенных и параллельных
приложений / Х. Гома. – Москва : ДМК Пресс, 2011. – 700 с. – ISBN: 978-5-94074-723-9.
5. Молинаро Э. SQL. Сборник рецептов / Э. Молинаро. – Москва : Символ-Плюс, 2008. – 672
с. – ISBN: 5-93286-125-8.
6. Полякова Л.Н. Основы SQL / Л.Н. Полякова. – Москва : Интернет-университет
информационных технологий, 2004. – 368 с. – ISBN 5-9556-0014-0.
7. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических
информационных систем: учебник. 2-е изд. / А.М. Вендров. – Москва : Финансы и
статистика, 2005. – 544 с.
8. Смирнова,Г. Н. Проектирование экономических информационных систем / Г. Н. Смирнова,
А. А. Сорокин, Ю. Ф. Тельнов. – Москва : Финансы и статистика, 2001. – 510с.
9. Гультяев А.К. / Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса/ Гультяев А.К.,
Машин В.А.; 2-е изд. – Санкт-Петербург : КОРОНА принт, 2004. – 352 с. |
Формат состязаний. Требования к
содержанию и оформлению
заданий. |
Формат состязаний: письменный.
Каждый участник получает бумажный бланк с условиями задач и бланк ответов. Ответы записываются в
письменной форме на бланке ответов. Возможно использование черновика (черновик не проверяется).
Обязательна запись всех этапов решения: порядок и верность этапов решения также будет оцениваться. |
Дополнительная
информация/инструкции для
участников, которые не вошли в
Регламент по вашему
направлению |
Нет |
Краткое описание структуры
задания и его основные
характеристики.Система
оценивания заданий. |
Задание представляет собой постановку задачи, а также ее декомпозицию на три конкретные задания,
решение которых требует:
- умения применять теоретические знания для решения практических задач;
- умения декомпозировать задачу на элементы различных дисциплин (тем);
- умения оформлять результаты исследований в виде научных отчетов.
Требуется изучить поставленные задачи, корректно их декомпозировать, спроектировать решения и описать
их структуры. Полнота ответа на творческое задание оценивается: целостностью описания проектируемого
решения, качеством схемы решения, описанием процессов и алгоритмов. Особое внимание должно быть
уделено ограничениям системы и иным аспектам, четко отражающим научный и практический подход к |
решению поставленной задачи. Плюсом будет использование нестандартных подходов при решении задач.
Решение заданий 1,2 оцениваются максимум в 30 баллов.
Решения задания 3 оценивается максимум в 40 баллов |
Информация об элементах
практикоориетированности в
заданиях (участие работодателей в
составлении заданий) |
Задания подготовлен при участии компаний-партнеров.
Задания в формате практических кейсов. |
Критерии оценивания |
Критерий: композиция.
Ответ содержит все требуемые элементы: введение (описание решения), основная часть (схема решения,
структура базы данных, описание алгоритмов, программный код или псевдокод), заключение(выводы). Все
элементы логически связаны между собой. Элементы сбалансированы по объему.
Решение заданий 1,2 оцениваются максимум в 30 баллов.
Решения задания 3 оценивается максимум в 40 баллов
Стоимостные коэффициенты работы:
1. Введение (описание решения) – до 3баллов
2. Основная часть:
1) схема решения, описание процессов, описание информационных потоков – до 5 баллов
2) структура базы данных и полнота отражения специфики предметной области – до 5 баллов.
3) описание алгоритмов (в виде схемы алгоритма, программного кода или псевдокода) – до 10баллов
4) прототипы визуальных интерфейсов – до 5 баллов
5) Для задания 3 (с максимальной оценкой в 40 баллов) необходимо привести экономико-математическое
обоснование предлагаемых решений (алгоритмов) – до 10 баллов.
3.Заключение (выводы)– до 2 баллов. |
Наличие подробного примера
решений демоверсии заданий
(да/нет) |
нет |
|