2019/2020 учебный год
Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал»
Методические рекомендации
по решению заданий заключительного (очного) этапа
по направлению «Бизнес-информатика»
Категория участия: «Магистратура/специалитет»
(для поступающих в аспирантуру)
Время выполнения задания – 180 мин.
Тематика олимпиадных заданий подготовлена совместно с «Банк ВТБ (ПАО)»
Задача 1.
В качестве консультанта по электронному бизнесу Вы работаете с маркетплейсом онлайнфотографий «А», который позволяет пользователям скачивать и использовать
неограниченно число фотографий в месяц. «А» работает с двумя клиентскими сегментами.
История посещений и работы с клиентами позволяет Вам сделать вывод, что в среднем,
клиенты пользуются сервисом около двух лет. Пользователи первого клиентского сегмента
оплачивают базовую подписку на сервис в размере 20 рублей в месяц и дополнительно
покупают отдельные услуги. Пользователи второго клиентского сегмента оплачивают
30 рублей в месяц за сервис, который включает все доступные услуги. Пользователи
второго клиентского сегмента также оплачивают в компании-провайдера облачного
хранилища – дисковое пространство, объемов 100 Гб в год, пользователи первого
клиентского сегмента оплачивают дисковое пространство у компании-провайдера
облачного хранилища, объемом 1 Тб в год и хранят там и фотографии, которые скачивают
с сервиса компании «А» и другие личные данные. Нужно отметить, что пользователи
второго клиентского сегмента являются более лояльными и, в среднем, пользуются
маркетплейсом компании «А» три года. Пользователи первого клиентского сегмента
ежемесячно дополнительно оплачивают услуги на 1, 3 и 4 рубля, соответственно.
Предложите оптимальную стратегию работы с клиентскими сегментами компании «А»
на два ближайших года в случае, когда стоимость привлечения пользователей во второй
клиентский сегмент составляет 24 рубля в год, а для привлечения в первый клиентский
сегмент компания не тратит ресурсов (а именно, при невозможности расширения
клиентских сегментов – на какой сегмент фокусироваться и почему, что можно
дополнительно предложить для клиентских сегментов).
Методические рекомендации
Задание проверяет базовые знания в области основных понятий ведения бизнеса. В рамках
данной задачи необходимо знать, как рассчитывается ценность клиента или клиентского
сегмента для компании в различные моменты времени. Необходимо также понимать из
чего формируется выручка для компании. Таким образом, ответ должен содержать расчеты
ценностей различных клиентских сегментов за предлагаемый интервал времени и их
сравнение с предложениями, на какой клиентский сегмент необходимо сфокусироваться
или как повысить ценность того или иного клиентского сегмента.
Литература:
1. Шиколенков Т.А. Ваш интернет-магазин от А до Я - М.: ЛитРес, 2018.
2. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я – М.: Альпина Паблишер 2018.
Задача 2.
Три различных компаний должны построить хранилища спецпродукции, при нарушении
правил хранения которой может возникнуть опасная ситуация. Затраты на строительство
зависят от объема хранилищ.
Потребности в продукции потребителей определяются функциями fi(t), i=1,2,…,n.
Для постройки хранилищ потребители могут организовывать коалиции T Є N,
N={1,2,…,n}.
Затраты на создание хранилищ заданы такой возрастающей функцией,
что характеристическая функция принимает значения:
Коалиция |
{1} |
{2} |
{3} |
{1, 2} |
{1, 3} |
{2, 3} |
{1, 2, 3} |
υ(S), млн.
руб. |
2 |
3 |
2,5 |
4 |
3,9 |
5 |
6 |
Определить затраты каждой компании, если все три компании объединятся вместе
для строительства хранилищ. Члены коалиции равноправны.
Методические рекомендации
Задание проверяют знания в области теории игр и их применения в управлении и
менеджменте, планирования и управления проектными работами.
Для вычисления распределения расходов между членами коалиции воспользуемся
вектором Шепли. Считаем вклад 1-го потребителя, если создается коалиция S и выигрыш
υ(T) коалиции. Считаем вклад 2-го потребителя и каждого последующего и
соответствующий выигрыш υ(T) коалиции.
Литература:
1. Васин А. А., Морозов В. В. Теория игр и модели математической экономики - М.: МГУ, 2005,
272 с.
2. Воробьев Н. Н. Теория игр для экономистов-кибернетиков — М.: Наука, 1985
3. Петросян Л. А., Зенкевич Н. А., Шевкопляс Е. В. Теория игр — СПб: БХВ-Петербург, 2012, 432
с.
4. Мулен Э. Кооперативное принятие решений: Аксиомы и модели. М.: Мир.1991.
5. Оуэн Г. Теория игр. М.: Мир. 1971.
6. Григорьева, К. В. Теория игр. Часть 2. Кооперативные игры и игры в позиционной форме: учеб.
пособие / К. В. Григорьева; СПб. гос. архит.-строит. ун-т. – СПб., 2009.
http://window.edu.ru/resource/217/67217/files/Grigorjeva_uchebn.pdf
7. Городов, А. А. Г70 Прикладная теория игр : практикум : в 2 ч. Ч. 2 / А. А. Городов, А. А.
Кузнецов, А. М. Попов / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2013. – 76 с.
https://www.sibsau.ru/sveden/edufiles/135559/
Задача 3.
Для исправления ошибок используется линейный код с проверочной матрицей
H = 1 1 10 10 10 .
Используя синдромы, определить, какое кодовое слово было передано, если после
передачи через канал было получено сообщение 1110. В каком разряде произошла
ошибка?
Методические рекомендации
Рассмотрим пример построения кода по заданной проверочной матрице и декодирования
полученного сообщения по синдрому. Пусть дана проверочная матрица
H = 1 1 10 10 10 . Запишем
уравнение для определения кодовых векторов (слов) для данной матрицы:
=
= +
⇒
+ =
+ + =
4 1
3 1 2
1 4
1 2 3
0
0
x x
x x x
x x
x x x
x1 и x2 , которые можно рассматривать как информационные разряды, задаются
произвольно (всего 4 варианта 00, 01, 10, 11), а проверочные разряды x3 и x4 определяются через
x1 и x2 . В итоге все кодовые слова определяются из выражения
⋅
=
1 2
1 2 3 4
1 0
1 1
0 1
1 0
xx
xxxx
, где x1 и x2 — информационные разряды, а
1 0
1 1
0 1
1 0
— порождающая
матрица, столбцами которой являются кодовые векторы.
Кодовые слова, рассматриваемые как векторы-столбцы, образуют матрицу кода
=
0 0 1 1
0 1 1 0
0 1 0 1
0 0 1 1
С
Расстояние кода ρС равно минимальному весу ненулевого слова ρС = 2.
Найдём смежные классы, которые состоят из векторов пространства B 4 , имеющих
одинаковый синдром, и выберем в каждом классе лидера (вектор из класса с минимальным весом)
Синдромом является любое возможное значение произведения H ⋅x . В данном случае
имеется 4 синдрома:
0 0 , 10 , 10 , 1 1 . Каждому синдрому соответствует смежный класс,
синдром
0 0 соответствует коду. Смежные классы (столбцы матриц) для каждого синдрома и
выбранные лидеры приведены в таблице.
Синдром |
0 0 |
10 |
10 |
1 1 |
Класс
смежности |
0 0 1 1
0 1 1 0
0 1 0 1
0 0 1 1 |
1 1 0 0
0 1 1 0
0 1 0 1
0 0 1 1 |
0 0 1 1
0 1 1 0
1 0 1 0
0 0 1 1 |
0 0 1 1
0 1 1 0
0 1 0 1
1 1 0 0 |
Лидер |
0000 |
0001 |
0100 |
1000 |
В третьем смежном классе — два потенциальных лидера с весом (нормой), равным 1. Один
из них выбирается в качестве лидера произвольно.
Рассмотрим на этом примере процесс декодирования полученного вектора (слова) с
использованием синдромов. Пусть передавался кодовый вектор
0110
, и в процессе передачи
произошла ошибка в первом разряде. Это означает, что на приемном конце был получен вектор
+
=
=
1000
0110
1110
y , полученный из переданного вектора
0110
в результате добавления вектора
ошибки
1000
(ошибка в первом разряде). Определим синдром, вычислив произведение H ⋅ y . В
данном случае получим
H ⋅y = 1 1 . Это означает, что полученный вектор y водит в четвертый
смежный класс (см. таблицу). Лидером этого смежного класса является вектор
=
1000
l
,
соответствующий данному синдрому. Вычитая (добавляя) лидер к принятому вектору,
производим декодирование
- = + =
0110
y l y l . В данном случае декодирование выполнено
правильно.
Литература:
1. Информатика: в 2 ч. Ч. 1:учебник / С.В.Назаров и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
С.149 – 169.
2. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов – СПб.: Питер 2009. С. 221 – 225.
3. Вернер М. Основы кодирования. М.: Техносфера, 2004.
4. Хэмминг Р.В. Теория кодирования и теория информации /Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1983.
5. Аршинов М.Н., Садовский Л.Е. Коды и математика М.: Наука, 1983.
6. Яглом А.М., Яглом И.М. Вероятность и информация. М.: Ком Книга 2006.
7. Брой М. Информатика. Основополагающее введение: В 4-х ч. Ч. 2./Пер. с нем. – М.: ДиалогМИФИ, 1998.
8. Леонтьев В.К. Теория кодирования. М.: Знание, 1977.
9. Хэмминг Р.В. Теория кодирования и теория информации /Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1983.
10. Морелос-Сарагоса М. Искусство помехоустойчивого кодирования. Методы, алгоритмы,
применение. М.: Техносфера, 2005.
11. Мак-Вильямс Ф. Дж., Слоэн Н. Дж. А. Теория кодов, исправляющих ошибки: Пер. с англ. –М.:
Связь, 1979.
12. Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по курсу дискретной математики. М.:
ФИЗМАТЛИТ, 2005.
Задача 4.
Компания предоставляет услуги по актуализации клиентских баз данных. Актуализация
контактных данных клиентов производится путем их обзвона по телефону – операторы
Call-центра пытаются дозвониться до клиентов и уточнить их реквизиты, адреса, другую
необходимую информацию.
Перечислите основных участников данного бизнес-процесса и выполняемые ими функции.
Опишите входы и выходы данного бизнес-процесса; укажите, что производит данный
процесс и кто является потребителем; сформулируйте цель процесса и предложите
метрику (количественный показатель, характеризующий степень достижения процессом
своей цели). Предложите мероприятия по совершенствованию бизнес-процесса и оцените
изменение метрики в результате реализации данных мероприятий.
Методические рекомендации
Задание проверяет базовые знания и практические навыки в области моделирования и
анализа бизнес-процессов и требует продемонстрировать способности выявления
участников бизнес-процесса и выполняемых ими функций; идентификации входов и
выходов бизнес-процесса; понимание взаимосвязей между требованиями потребителей,
целью и метрикой бизнес-процесса, мероприятиями по совершенствованию бизнеспроцесса.
Цель бизнес-процесса должна формулироваться, исходя из требований потребителей
бизнес-процесса. Цель бизнес-процесса не должна быть абстрактной и неизмеримой
(«повысить эффективность», «произвести продукцию» - плохие формулировки»).
Предлагаемая метрика должна соответствовать сформулированной цели, т.е.
количественным образом характеризовать степень достижения процессом заявленной
цели. Предлагаемые мероприятия по совершенствованию бизнес-процесса также должны
соответствовать сформулированной цели.
Литература:
1. Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для академического
бакалавриата / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А.М. Лобанова; под ред. О. И. Долгановой.
— Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 289 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). —
ISBN 978-5-534-00866-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://www.biblio-online.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-433143.
2. Громов, А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы: монография / А. И.
Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт; под ред. А. И. Громова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. —
367 с. — (Серия: Актуальные монографии). — ISBN 978-5-9916-6025-9.
3. Свод знаний по управлению бизнес-процессами. BPM CBOK 3.0 -М: Альпина-2018.
Задача 5.
Процесс продажи мебели в компании решили автоматизировать и на первой стадии
подготовки составили данную таблицу. Но при последующем моделировании
обнаружились проблемы и проект пришлось переделывать заново. Что это за схема?
Правильно ли она составлена с точки зрения соответствия методике? Содержит ли схема
какие-либо ошибки?
Suppliers/
Поставщики |
Inputs
(Specifications)/
Входы |
Process/Процесс |
Outputs/
Выходы |
Customers/
Потребители |
Менеджер
по продажам
Производство
Отдел
логистики
Клиент |
Заявка на товар
в производство
Заявка
на доставку |
1. Выбор и согласование товара;
2. Регистрация заявки на товар в журнале
и направление заявки в производство;
3. Снабжение комплектующими;
4. Изготовление мебели;
5. Согласование с клиентом дня доставки;
6. Доставка товара;
7. Инициация клиентом замены
бракованных комплектующих;
8. Согласование с клиентом дня доставки;
9. Доставка комплектующих;
10. Возврат бракованных комплектующих
поставщику и внесение записи в журнал
некондиционной продукции; |
Мебель |
Покупатель
мебели |
Методические рекомендации
Задание проверяет знания в области моделирования и анализа бизнес-процессов и требует
наличия навыков использования нотаций моделирования, а также знание методов
управления процессами на базовом уровне.
Для решения задачи нужно уметь «читать» табличное или графическое описание процесса
(напр. SIPOC), различать входы и выходы бизнес-процессов (в том числе первичные и
вторичные), уметь их правильно формулировать, понимать уровень и роль поставщиков и
потребителей процесса. Решение задания показывает умение точно, полно и корректно
определять этапы, логику, интерфейсы, участников, ресурсы в процессе в их системной
взаимосвязи, представленные в виде формализованного описания – модели. Для
выполнения задания требуется также знание методологий, в рамках которых разработаны
правила различных нотаций моделирования предметных областей деятельности
организации.
Литература:
1. Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для академического
бакалавриата / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А.М. Лобанова; под ред. О. И. Долгановой.
— Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 289 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). —
ISBN 978-5-534-00866-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://www.biblio-online.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-433143
2. Громов, А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы: монография / А. И.
Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт; под ред. А. И. Громова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. —
367 с. — (Серия: Актуальные монографии). — ISBN 978-5-9916-6025-9.
3. Свод знаний по управлению бизнес-процессами. BPM CBOK 3.0 -М: Альпина-2018.
4. http://www.bpmn.org
5. https://www.ariscommunity.com
Задача 6.
Отклонение затрат на оплату труда X аутсорсинговой компании от многолетнего среднего
значения равномерно распределено на интервале [-α α , ]. Имеется выборка из
|